Заявление Международного Центра Рерихов от 11.06.2014

 Заявление Международного Центра Рерихов по поводу распространенной Министерством культуры РФ информации в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху, и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия.

9 июня 2014 г. на сайте Министерства культуры РФ размещено заявление «Информация в петиции Международного центра Рерихов не соответствует действительности», в котором распространяются ложные сведения в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху, и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха. «… МЦР, – сказано в заявлении Министерства культуры, – на протяжении многих лет пытается истребовать из федеральной собственности картины Рерихов, которые находятся в оперативном управлении Государственного музея искусства народов Востока и включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. В обоснование своей позиции МЦР ссылается на завещательное распоряжение С.Н. Рериха в пользу Советского фонда Рерихов (СФР) и письмо, что МЦР является правопреемником СФР». Видимо, под названием «петиция» Министерство культуры имело в виду «Открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов», размещенное на сайте www.change.org. Но это не петиция Международного Центра Рерихов (МЦР), а свободное выражение поддержки МЦР со стороны тех, кому небезразлична судьба нашего музея. За что МЦР искренне благодарит всех, сделавших свой выбор в защиту Культуры в наше сложное время.
Более десяти лет Министерство культуры и МЦР находились в судебном процессе. 24 ноября 2011 г. было вынесено решение Хамовнического суда г. Москвы, в котором во второй раз МЦР был признан наследником С.Н. Рериха на основании его завещания. Решение суда вступило в законную силу. Учитывая, что Министерство культуры вновь пытается ввести в заблуждение руководство страны, судебные органы и общественность относительно наследия Рерихов, Международный Центр Рерихов считает необходимым дать некоторые пояснения и привести ряд документов, подтверждающих нашу позицию.
Картины Рерихов, о которых идет речь, никогда не находились в федеральной собственности. Эта коллекция картин, принадлежащая Святославу Рериху, гражданину Индии, была передана государству только на временное хранение для проведения выставок (Акт передачи картин № 4193 от 02.10.1978 и приказ МК СССР № 776 от 13.10.1978). Затем эта коллекция в соответствии с приказом МК СССР №234 от 30.05.1989 была передана в Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ), также на временное хранение. С.Н. Рерих свою коллекцию картин государству не дарил, не продавал и не завещал. На каком же тогда основании Министерство культуры утверждает, что эта коллекция находится в федеральной собственности? Как свидетельствуют документы, законных оснований нет. Через несколько дней после смерти С.Н. Рериха директор ГМВ В.И. Набатчиков своим приказом № 13 от 25.02.1990 переводит эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Разве эти действия можно рассматривать как законные по приобретению государством прав собственности на коллекцию? Конечно, нет. Министерству культуры и директору ГМВ было хорошо известно, что С.Н. Рерих 19 марта 1990 г. у нотариуса в Бангалоре (Индия) подписал свое завещание «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», (перевод) на основании которого свою часть наследия родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, включая и коллекцию картин в составе 288 полотен, которая находилась в ГМВ на временном хранении, он передавал в СФР для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Более того, руководство СФР и доверенное лицо Святослава Рериха в Европе Гизела Ингеборг Фритчи неоднократно обращались к Министерству культуры (Письмо от 19.11.90, Письмо от 09.04.91, Письмо от 21.05.91 с Приложением (перевод) с требованием во исполнение воли владельца коллекции передать картины Рерихов из ГМВ в СФР. Но этого сделано не было. Действия директора ГМВ по переводу коллекции с временного хранения на постоянное, в соответствии с требованиями российского закона и международного права, являются незаконными и могут быть определены как захват чужой собственности.
После смерти Святослава Рериха прошло 23 года. Именно столько времени потребовалось Министерству культуры, чтобы наконец-то признать завещание С.Н. Рериха в пользу созданного им Советского Фонда Рерихов. Сколько же теперь потребуется времени Министерству культуры, чтобы признать за Святославом Рерихом право распоряжаться принадлежавшим ему имуществом?! В приведенной выдержке из заявления Министерства культуры сказано о письме, в котором МЦР определен как правопреемник СФР, при этом не указаны ни автор этого письма, ни повод, послуживший к его написанию. На самом деле так называемое «письмо» является засвидетельствованным 22 октября 1992 г. у нотариуса волеизъявлением Святослава Рериха, повторяем, собственника и коллекции картин, и всего переданного в Россию наследия. Причина появления этого «письма» состояла в том, что Министерство культуры не желало отдавать коллекцию картин из ГМВ в МЦР, как того требовал Рерих. Более того, министерство начало процедуру непризнания МЦР правопреемником СФР с целью изъятия у него всего остального наследия. Поэтому Святослав Рерих вынужден был у нотариуса признать права МЦР на переданное СФР наследие. Из этого документа следует, что С.Н. Рерих фактически передал права распоряжаться наследием как при своей жизни, так и после своей смерти от СФР к МЦР. В этом отношении он и назвал МЦР правопреемником СФР. Поэтому для получения права распоряжаться наследием не имеет значения, является ли МЦР правопреемником СФР или нет. Так распорядился сам Святослав Николаевич Рерих, который после преобразования СФР в МЦР в связи с начавшимся распадом СССР неоднократно письменно подтверждал право МЦР на переданное им в Россию наследие. Достаточно сказать о письме Рериха к президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26 апреля 1992 г. В этом письме С.Н. Рерих обратился к президенту РФ с просьбой оказать содействие в возвращении МЦР принадлежащей ему коллекции картин, незаконно удерживаемой ГМВ. Но, видимо, в Министерстве культуры вновь забыли об этих документах, как, впрочем, и об историко-юридической справке самого Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха», которая всего два года назад была подписана министром А.А. Авдеевым (стр.1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5) и содержала правдивую информацию и о коллекции С.Н. Рериха, и о правах МЦР на наследие Рерихов. Что же произошло, если с приходом нового министра В.Р. Мединского Министерство культуры без каких-либо на то оснований вновь начало в суде процедуру непризнания МЦР наследником Святослава Рериха?
МЦР считает, что причиной столь кардинального изменения позиции Министерства культуры является стремление скрыть исчезновение значительной части картин из коллекции С.Н. Рериха (материалы статьи А. Стеценко «Правда о коллекции С.Н. Рериха» (в Каталоге «Музей имени Н.К.Рериха. Живопись и рисунок» т. 2. М.: МЦР, 2010) и журналистского расследования «Новой газеты» от 20 июля 2009 г. «Страшная сказка музея Востока» (стр. 1, стр. 2, стр. 3). До сих пор неопровержимые факты незаконного отсутствия картин из коллекции С.Н. Рериха (в соответствии с приложениями №№ 4, 5 завещания Святослава Рериха (стр.1, стр.2, стр.3, стр.4, стр.5, стр.6, стр.7, стр.8, стр.9, стр.10; перевод) в России должно находиться 288 картин, по данным ГМВ, находится только 282) заставили Министерство культуры в 2012 г. признать отсутствие 6 картин (историко-юридическая справка Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха»). Необходимо отдать должное бывшему Министру культуры А.А. Авдееву, который хорошо понимал, что невозможно продолжать игнорировать волю великого нашего соотечественника в отношении определенного им владельца на переданное в Россию наследие и скрывать пропажу картин. Пора переходить к конструктивному диалогу и совместным действиям, направленным на сохранение в России наследия Рерихов. Его решением была создана совместная комиссия министерства, ГМВ и МЦР, которая должна была, основываясь на волеизъявлении Святослава Рериха, снять все спорные вопросы в отношении коллекции С.Н. Рериха и принять меры к сохранению наследия Рерихов в России. Но, к сожалению, после ухода А.А. Авдеева с поста министра, сменивший его В.Р. Мединский все начинания в этом направлении остановил, и министерство вновь взяло курс на нарушение волеизъявления Святослава Рериха и непризнание МЦР его наследником. Такой путь ведет к утрате наследия Рерихов в России, как это случилось с той частью наследия, которая осталась на квартире Юрия Рериха в Москве после его смерти в 1960 г. и при полном бездействии Министерства культуры в отношении ее сохранения была полностью разграблена (Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010). Мы призываем нынешний состав Министерства культуры признать и выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуться к выполнению тех задач, которые были намечены Министром культуры А.А. Авдеевым в этом вопросе. Это единственный путь сохранить наследие Рерихов, так необходимое России.


Оригинал статьи и ссылки на документы размещены на сайте Международного Центра Рерихов www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3139