Рерих Елена Ивановна (1879 – 1955)

image002

Елена Ивановна Рерих – русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики, выдающаяся женщина ХХ столетия.

 Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности - к семи годам она читала и писала на трех языках, серьезно интересовалась литературой и философией.
В 1895 г. – окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге.
С 1895 г. по 1899 г. – училась в музыкальной школе И.Боровки при Петербургской консерватории. Во время учебы у преподавателей Петербург¬ской консерватории выявились выдающиеся музыкальные способности Еле¬ны Ивановны. В качестве пианистки она выступает с сольными концертами. Ей прочат блестящую карьеру пианистки.
В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, который в 1901 году становится её мужем.
С тех пор они неразлучны на путях житейских и духовно-творческих. Она становится его соратником во всех его общественно-культурных начина¬ниях.
В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.
Революционные события 1917 года отрезали семью Рерихов от Родины. После пребывания в странах Скандинавии Рерихи выезжают в Англию.
Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.
20 сентября 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США. В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни.
С 1923 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут и разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности.
В 1924 г. – издание в Париже первой книги Учения «Листы Сада Мории. Зов», а в 1925 г. –второй книги Учения «Листы Сада Мории. Озарение» на русском языке.
В 1925 г. в Нью-Йорке была издана книга Е. И. Рерих «Чаша Востока» под псевдонимом Искандер Ханум на русском языке (перевод фрагмента книги «Письма Махатм к Синнету»).
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Учения Живой Этики - и продолжает вести эту работу до конца жизни.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока».
Образу Сергия Радонежского, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу «Знамя преподобного Сергия» (1934), в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.
С 1930 г. по 1935 г. Елена Ивановна участвует в продвижении Пакта Рериха о защите культурных ценностей во время вооружённых столкновений и в мирное время.
В 1937 г. выходит в свет, изданные в Риге, переведённые Е.И.Рерих с английского языка два тома «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е.И. Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» – выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.
Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался.
С 1934 г. по 1936г. Елена Ивановна переписывается с президентом США Ф.Д.Рузвельтом.
С 1946 г. по 1955г. участвует в работе Нью-Йоркского комитета Пакта Рериха и Знамени Мира.
В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе со старшим сыном Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде.
5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

В кратком биографическом очерке использованы материалы, представленные на сайте Международного Центра Рерихов.